BirdsGuide

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о зимующих и перелетных птицах
Страница 3

Рассказы В. Бианки, «героями» которых часто бывают птицы, помогали углублять, закреплять и уточнять знания детей о внешнем виде пернатых, их образе жизни, поведении.

На целевых прогулках, занятиях подводили детей к выводу, что в природе все взаимосвязано, взаимозависимо и что каждый живой организм приспособлен к определенной среде обитания (лесные птицы не могут жить на водоеме или на лугу, а водоплавающие — в лесу и т.д.).

Наблюдая отлет птиц на юг, спросите у ребенка, почему они улетают. Помогите сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше, а те которые клюют зерно и ягоды, - позже. Еще позже улетают водоплавающие. Так ребенок поймет, что образ жизни птиц зависит от ряда условий.

Провели беседу о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время. Уточнили, чем и как их надо подкармливать. Предложили детям самостоятельно изготовить кормушки, используя пакеты из-под молока. Затем устроили праздник для птиц: развесили кормушки на новогодней елке на участке детского сада, насыпали угощение — семечки подсолнуха, сало, крошки хлеба, семена травянистых растений и т.д. Дети получили возможность наблюдать за поведением птиц в разное время дня, подкармливать их. Нашими частыми гостями стали синицы, снегири, ну и, конечно, воробьи и голуби.

Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, мы использовали игру «Меню для птиц», цель которой уточнить представления о том, чем питаются пернатые, и научить составлять «меню» для конкретной птицы. Игровое действие заключалось в следующем: воспитатель называл птицу (лесную, водоплавающую или домашнюю), а дети должны были сказать, чем она питается и где можно найти этот корм.

После усвоения дошкольниками знаний о пернатых нашего края и условиях их существования познакомили с птицами иноземного происхождения (попугаями). На специальном занятии уточнили, что необходимо для их жизни в уголке природы. Подготовили клетку и поселили в ней семью попугаев. В процессе наблюдения за их поведением, питанием (не только семена, но и фрукты, овощи, творог) подвели детей к выводу, что в уголке природы можно содержать только декоративных, комнатных птиц, которые в наших природных условиях не могут выжить на воле. С этой же целью в группе смоделировали естественные условия для содержания декоративных рыбок, шпорцевых лягушек, за которыми дети также ухаживали и вели наблюдение в течение всего года.

Одной из задач нашей работы было формирование у детей знаний о сущности взаимодействия человека и природы. Проводились целевые прогулки и наблюдения за состоянием мест отдыха после выходных дней, беседы о влиянии загрязнения на жизнь растений и животных. Беседы сопровождались чтением художественной литературы о роли природы в жизни человека, показом иллюстраций.

Для ознакомления с деятельностью взрослых по охране природной среды рассказали о целях и задачах «зеленых» и «голубых» патрулей. Организовали встречу с юннатами соседней школы и совместно провели занятие-викторину «Мы знаем и любим природу». Большой интерес у детей вызвали рассказ о «Красной книге» и рассматривание иллюстраций животных и растений, подлежащих охране.

Для привлечения птиц на участок предложили детям создать уголок леса. И весной каждый ребенок вместе с мамой или папой посадил на территории детского сада по одному дереву.

Птицы — очень ценный объект наблюдения.

В уголке природы целесообразно содержать декоративных птиц: волнистых попугайчиков, канареек; из зерноядных — дубоноса, клеста, снегиря, голубя. Зимой, во время бескормицы, в уголок природы можно помещать полезных птиц: чижа, щегла, чечетку.

Весной их надо обязательно выпускать на волю. Они вьют гнезда, выводят и выкармливают своих птенцов насекомыми.

Лучше других неволю переносят зерноядные птицы: чиж, щегол, чечетка, снегирь, голуби. Хорошо приручаются в молодом возрасте врановые.

Чиж — маленькая, подвижная, веселая птица с зеленовато-желтым оперением. У самца, в отличие от самки, черная «шапочка» на голове, черные пятнышки на кончике хвоста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 

Разделы