BirdsGuide

Международное сотрудничество в охране птиц

Международное право окружающей среды занимает важное место в системе международного права. Это самостоятельная отрасль международного права, имеющая специфический предмет регулирования.

Предмет регулирования международного права окружающей среды составляют отношения субъектов международного права, которые связанны с:
- предотвращением, сокращением и устранением ущерба окружающей среде из различных источников;
- обеспечением рационального и экологически обоснованного использования природных ресурсов;
- обеспечением охраны исторических памятников и природных резерватов;
- научно-техническим сотрудничеством субъектов международного права (особенно государств) в связи с охраной окружающей среды.
Международное право окружающей среды взаимодействует с другими отраслями международного права, например, с международным морским и космическим правом.

При этом нормы других отраслей международного права не должны противоречить нормам международного права окружающей среды.
Взаимодействие данной отрасли с международным морским правом проявляется в том, что последнее в качестве одного из принципов выделяет защиту морской среды.

Этот принцип закреплен в ч. ХII Конвенции ООН по морскому праву и выражается в предотвращении, сокращении и сохранении под контролем загрязнений морской среды, в обязанности не переносить опасность загрязнения и не превращать вид загрязнения в другой.

Государства имеют суверенное право разрабатывать свои родные ресурсы в соответствии со своей политикой в области окружающей среды и в соответствии с их обязанностью защищать и сохранять морскую среду.

Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении сохранения окружающей среды прибрежного государства и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения.

Охрана окружающей среды, ее рациональное использование в процессе морской, космической, атомной и иной деятельности играют главную роль.
Это связано с тем, что пренебрежение субъектов международного права проблемами в сфере экологии может привести к глобальным последствиям в виде глобального потепления, нежелательного нарушения экологического баланса биосферы, разрушения и истощение невосполняемых природных ресурсов и огромных изъянов в физическом, умственном и общественном состоянии человека, в созданной человеком окружающей среде.

Сохранение и улучшение качества окружающей человека среды является важной проблемой, влияющей на благосостояние народов и экономическое развитие всех стран мира; это является выражением воли народов всего мира и долгом правительстве всех стран.

Проблемам окружающей человека среды посвящена декларация ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. Она устанавливает, что в развивающихся странах большинство проблем окружающей среды возникает из-за недостаточного развития. Они должны направлять усилия на развитие, исходя из своих первоочередных задач и необходимости сохранять и улучшать качество окружающей среды.

С этой же целью промышленно развитые страны должны приложить усилия для сокращения разрыва между ними и развивающимися странами.
В промышленно развитых странах проблемы окружающей среды связаны главным образом с процессом индустриализации технического развития.
Естественный рост народонаселения постоянно приводит к возникновению проблем в области сохранения окружающей среды, для решения которых необходимо проводить соответствующую политику и принимать соответствующие меры.

Международное право окружающей среды обладает внутренней структурой, собственными источниками и принципами.
Международное право окружающей среды основывается на определенных принципах, закрепленных в международных договорах.
К ним, в частности, относятся защита окружающей среды на благо нынешних и будущих поколений, недопустимость нанесения трансграничного ущерба, рациональное использование природных ресурсов, недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды и др.
Данная отрасль международного права постоянно развивается.

Большая роль в процессе ее развития принадлежит обществу и средствам массовой информации. Под их влиянием принимаются многие нормативные акты.
Международному праву окружающей среды посвящены научные труды С.В. Виноградова, О.С. Колбасова, А.С. Тимошенко и др.


Международное сотрудничество по охране окружающей среды осуществляется в нескольких формах: организационной и договорной (которую еще называют нормативной).

Организационная форма международного сотрудничества по охране окружающей среды воплощается в учреждении специализированных международных организаций, в проведении международных конференций, по результатам которых принимаются декларации.

Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды, проведя заседания в Стокгольме с 5 по 16 июня I972г., рассмотрев необходимость в общем подходе и общих принципах, которые вдохновят народы мира и послужат им руководством в деле сохранения и улучшения окружающей человека среды, приняли Декларацию по проблемам окружающей человека среды.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию, собранная в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 г., стремясь развить декларацию по проблемам окружающей человека среды, исследуя цель учредить новый, справедливый механизм глобального партнерства через посредство создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми, приняла Декларацию по окружающей среде и развитию.
Международными организациями, осуществляющими сотрудничество по охране окружающей среды, являются:

1)Организация Объединенных Наций, в лице Генеральной Ассамблеи, а также Экономического и социального совета;

Специализированные учреждения ООН:

- ВОЗ, занимающееся проблемой загрязнения атмосферного воздуха;
- ИМО, которая ведает охраной морской среды;
- ФАО, занимающаяся вопросами охраны земель, лесов, вод, флоры и фауны;
- ИКАО, разрабатывающая стандарты охраны окружающей среды от авиационного шума; - ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), осуществляющая программы международных научных исследований в области окружающей среды;

2) МАГАТЭ, занимающееся, помимо основной деятельности по обеспечению мирного использования атома, реализацией программы защиты окружающей среды от радиации;

3) ЮНЕП, компетенция которой полностью посвящена проблеме охраны окружающей среды;

4) МСОП, в компетенцию которого входит разработка международных программ, созыв совещаний и конференций, а также подготовка проектов конвенций и рекомендаций в области охраны окружающей среды.

Среди международных организаций, осуществляющих сотрудничество по охране окружающей среды на региональном уровне, также можно назвать ЕЭК Организации Объединенных Наций, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейский союз, Межгосударственный экологический совет СНГ, Межгосударственный фонд СНГ.

Договорная форма международного сотрудничества по охране окружающей среды заключается в разработке и принятии договоров по различным вопросам и проблемам охраны окружающей среды. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды развивается в рамках международных организаций, многосторонних конвенций и соглашений, а также двусторонних договоров и соглашений. Так, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды направлено на:

- борьбу со стойкими органическими загрязняющими веществами;
- борьбу с деградацией земель;
- биоразнообразие и биобезопасность;
- обеспечение безопасности судоходства;
- усиление взаимодействия в рамках глобальных м региональных природоохранных конвенций и соглашений;
- комплексное управление и эффективное использование водных ресурсов и их защиту;
- устойчивое управление лесами;
- предупреждение наводнений и защиту от них;
- обращение со стойкими органическими загрязнителями, являющимися отходами, и утилизацию пестицидов и агрохимикатов;
- развитие экологического просвещения на базе заповедников, национальных парков и других типов охраняемых территорий;
- научные исследования перелетных птиц, птиц под угрозой исчезновения и среды их обитания, водоплавающих птиц, морских млекопитающих, анадромных рыб и других видов флоры и фауны;
- совместные исследования аридных и горных экосистем;
- предотвращение радиоактивного загрязнения;
- сохранение природного и культурного наследия;
- создание проектов инвентаризации источников и объемов выбросов парниковых газов;
- регулирование рыболовства и контроля за промыслом водных биоресурсов;
- снижение техногенного загрязнения околоземного космического пространства и обеспечение безопасности космических полетов и многое другое.

Договорная форма регионального сотрудничества по охране окружающей среды выражается в принятии, как правило, двусторонних международных договоров.
К таким международным договорам относятся:

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 15 февраля 1996 г.;
- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 15 февраля 1994 г.;
- Конвенция о сотрудничестве в области карантина и защиты растений от 19 мая 1995 г.;
- Соглашение между СССР и США о научно-техническом сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 21 июня 1973 г.
Соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды определяют направления и формы сотрудничества.

Основными направлениями сотрудничества по охране окружающей среды признаются:

1) предотвращение загрязнений водных ресурсов, атмосферы;
2) рациональное использование водных источников, почв, земельных ресурсов, их охрана от загрязнения;
3) разработка и реализация долгосрочных программ охраны окружающей среды;
4) исследование биологических и климатических последствий загрязнения окружающей среды;
5) управление охраняемыми природными территориями и др.

Сотрудничество осуществляется в следующих формах:
- разработки и реализации научных и технических проектов, определенных и принятых совместно;
- направления экспертов и стажеров для обмена информацией и опытом;
- обмена информацией о государственных исследовательских программах и обмена научно-техническими публикациям и др.

Конвенция о сотрудничестве в области карантина и защиты растений принята в целях обеспечения сторонами совместных и эффективных действий по предотвращению проникновения и распространения с продукцией растительного происхождения, карантинных вредителей, болезней растений и сорняков.
 

Смотрите также

Происхождение пингвинов
Родиной как древних, так и современных пингвинов является только южное полушарие. Ископаемые виды известны, главным образом, из Новой Зеландии, южной части Южной Америки и с отделенного от нее проливо ...

Птицы и охотничье хозяйство
Если авиация и медицина лишь недавно и в связи с практической деятельностью человека столкнулись с орнитологией стали нуждаться в ее помощи, то охотничье хозяйство всегда было одним из давних и посто ...

Зебровая амадина
ЗЕБРОВАЯ АМАДИНА (Taeniopygia guttata), птица семейства вьюрковых ткачиков. У самца верх головы, шея и передняя часть спины пепельно-серые. Передняя часть шеи и грудь имеют тонкий поперечно-полосатый ...

Разделы